Издание The New York Times опубликовало статью о популярном российском сериале «Слово пацана». Автор материала, журналист Александр Назарян, эмигрировавший из СССР в 1989 году, рассматривает сериал через призму состояния современного российского общества. В своей статье Назарян описывает, как сериал отражает изменения в России за последние три десятилетия, сравнивая прошлое и настоящее страны.
Персонажи и сюжет
Андрей Васильев, главный герой сериала, сначала предстает перед зрителями как чувствительный подросток, играющий на пианино. Однако вскоре его вербует в группировку "Универсам" молодой человек по имени Марат. Назарян поясняет, что термин "пацан" используется для обозначения молодых людей, противопоставляющихся рабочему классу, которых в сериале называют "чушпанами".
Сюжет сериала включает потерю шапки, спор о видеомагнитофоне, кровавые войны между группировками и личную драму Андрея с милиционершей. Назарян отмечает, что герой трансформируется из невинного подростка в жестокого преступника, что символизирует изменения в российском обществе.
Социально-политический контекст
Автор статьи проводит параллели между трансформацией Андрея и изменениями в России. Он отмечает, что Россия, как и главный герой сериала, прошла путь от молодой демократии до изгоя на международной арене. По его мнению, сериал отражает эту трансформацию и подчеркивает проблемы, с которыми сталкивается современная Россия.
Критика сериала
Назарян критикует сериал за недостаток иронии и подрывного содержания, которые были характерны для великих советских художников. Он описывает Андрея как пустого персонажа, чья хладнокровность лишает его сочувствия зрителей. Также автор отмечает, что лидеры группировок и бывшие воины Афганистана показаны безразличными к своему прошлому и настоящему.
Эстетика и реализм
Режиссер Жора Крыжовников ограничивает съёмки жилыми кварталами, что создает ощущение пустоты и инертности. По мнению Назаряна, точные детали эпохи контрастируют с общим ощущением неизвестности и нестабильности, что придает сериалу особую атмосферу.
Александр Назарян завершает свою статью выводом о том, что сериал «Слово пацана» является предупреждением о возможных последствиях моральной деградации общества, когда насилие становится нормой. Автор подчеркивает, что сериал служит иллюстрацией изменений, произошедших в России за последние десятилетия, и вызывает у зрителей смешанные чувства.